22-я неделя после Троицы, утреня среды, 10 ноября 2004

свящ. Алексей Стрельцов

Гомилия на Лк. 20:9-19

Лк. 20:9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

В сегодняшней евангельской притче не так сложно понять, кто есть кто. Виноградник - это Израиль, виноградари - Израильские правители, посланные рабы - отверженные ветхозаветные пророки. Да, Иисус действительно имел всё это в виду. Но в то же время, он сказал притчу о злых виноградарях как предупреждение всей христианской церкви.

Сегодняшние виноградари, разумеется, не обязательно злые, как в притче. Это служители христианской церкви: епископы, пресвитеры, дьяконы, учителя, миссионеры. Им поручен виноградник Божий. Этот виноградник насадил Бог. Он же передал полномочия виноградарям управлять виноградником. Собственно говоря, виноградник принадлежит Богу. Виноградарям же дано повеление ухаживать за ним, заботиться о том, чтобы в нём был хороший плод. Если виноградари верно исполнят порученное им и не отступят от повелений отлучившегося хозяина, то им будет сопутствовать успех. Но созревший плод будет всё-таки плодом Божьим, а не плодом виноградарей. Помните слова Апостола Павла: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3:5-7).

О сегодняшних виноградарях ещё будет сказано позже. Поговорим сейчас о самой притче. Первоначальные виноградари - правители Израиля - провалили свою задачу.

Виноградари - слуги, они должны быть слугами. Они не самодостаточны. Если бы не хозяин виноградника, они никогда не получили бы виноградника, и у них не было бы ничего. Всё что у них есть, они имеют благодаря господину виноградника, по его милости. Но хозяин отлучается на долгое время. Его нет так долго, что виноградари, должно быть, начали думать, что он не вернется уже никогда. У них появилась надежда, что теперь они смогут присвоить принадлежащие ему плоды. Но тут появляется раб, посланный хозяином. Он пришёл взять плодов виноградника для своего господина. Увидев его, виноградари, должно быть, порядком расстроились. Надо же, оказывается, хозяин всё-таки никуда не делся! Но ведь этот раб не представляет никакой угрозы, он пришёл, чтобы смиренно передать просьбу своего господина; он не выглядит опасным. Они во много раз сильнее и мощнее его, может быть, если раб слаб, то и пославший его слаб? Может просто нужно избавиться от этого человека и проблема решится? Как говорится в определённых круга: есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы. Раб безответен, его можно избить, можно прогнать. И те виноградари, что имеются в виду в притче в первую очередь - старейшины Израиля - не слушают, а даже побивают и изгоняют пророков, которых посылает Господь. Хозяин виноградника послал трёх рабов, одного за другим, и ни один из них не был принят.

Наконец, хозяин посылает своего сына. Можно сказать: «Какой необдуманный поступок! Если они так плохо обошлись с рабами, неужели пощадят сына?» Первого раба избили, второго избили и обругали, третьего изранили. Такое ощущение, что с каждым последующим рабом обходятся ещё хуже, чем с предыдущим. Словно у виноградарей окончательно истощается терпение, и с каждым разом они позволяют себе ещё что-то более ужасное, ещё шаг, ещё больший вызов, словно хотят проверить: а это обойдётся? А то? Они бросают вызов хозяину виноградника, и то, что он не отвечает немедленным наказанием, распаляет их ещё больше, они, чувствуя себя безнаказанными, наглеют и переходят все границы. Но Бог долготерпелив и многомилостив. Он хочет добра для виноградарей и для всех тех, чья жизнь зависит от плодов с этого виноградника. Поэтому он теперь посылает своего сына - чтобы не лишать живительных плодов тех, кого он сотворил и возлюбил.

Но снова возникает этот вопрос: «Неужели господин виноградника был так недальновиден? С каждым последующим рабом обходились всё хуже, неужели он думал, что его сыну повезёт больше?»

Но пути Бога не наши пути. Представьте себя на месте родителей, сына которых собираются призвать на войну, с которой он, скорее всего, не вернётся. Наверное, вы будете делать всё возможное, чтобы этого не допустить. Но Бог поступает иначе, потому что его пути отличны от наших. Он посылает сына на верную смерть из любви к людям.

Завидев сына, виноградари подумали, что настал их «момент истины». Ведь сын - наследник, и если избавиться от него, то можно будет окончательно завладеть виноградником. Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы. Виноградари целиком перешли на сторону беззакония - они обошлись с сыном ещё хуже, чем ранее обходились с рабами. Они избили и выгнали рабов, а теперь они убивают сына хозяина виноградника.

«И, выведя его вон из виноградника, убили» - сказанное Иисусом исполнилось в том, что его самого вывели на распятие за пределы городских ворот.

Хотя виноградари могут временно ликовать, что одержали победу, это их злодеяние не останется безнаказанным.

«Что же сделает с ними господин виноградника? Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим».

Господь отверг религию книжников и фарисеев и отдал виноградник в управление христианской церкви, которая сама порождена убитым сыном господина виноградника. Сын воскрес, Он живёт, Он - истинный Господь виноградника, который принадлежит Ему по праву.

Что теперь? Триумф, «хэппи энд» как в конце банальной истории? К сожалению, не всегда и не во всём это так. Человеческая природа всегда одинакова, а потому притча повторялась в христианской истории бесчисленное число раз. Она не просто история о делах дней давно минувших, но ещё во многом описание церковной реальности, окружающей нас.

Иисус сказал притчу о злых виноградарях в предупреждение всей христианской церкви. Первоначальные виноградари - правители Израиля - провалили свою задачу. Справляются ли с ней современные виноградари? К сожалению, не всегда, и примеры у нас перед глазами.

Эта притча обращена к правителям государства и церкви древности и современности, которые называют себя христианскими, и в то же время, отправляют в изгнание и сажают в тюрьмы христиан, а особенно - священников, посланных Богом на проповедь Евангелия.

Эта притча обращена к тем римским папам и епископам средневековья, которые не приняли евангельскую истину реформации и гнали и преследователи борцов за реформу в церкви.

Она обращена и к современным епископам - лидерам либеральных церквей в Западной Европе и не только, которые побивают и изгоняют нынешних пророков, возвышающих свой голос против женского рукоположения и однополых браков.

Наконец, она обращена к нам, когда мы воспринимаем себя не как слуг, а считаем себя, скорее, начальниками в церкви. Да, в вопросах учения слово служителя должно восприниматься как слово Христа. Но иногда служители забывают, что церковь - это не их собственный виноградник, как если бы это было частное предприятие, принадлежащее священникам, а это виноградник Господень. Именно ему принадлежит всё, что есть здесь, и он спросит со служителей, как они заботились об этом винограднике.

Тот служитель, который считает себя «профессионалом», но в то же время, не выполняет то, что ему поручено, то есть, не служит, а господствует и, при этом, не даёт место истине Евангелия, на самом деле тоже убивает Сына Господина виноградника. Потому что он как бы говорит своими поступками, что Христос не в центре церковного служения, а где-то с краю - это в лучшем случае. В худшем - ему вообще не дают места.

Иисус сам истолковывает притчу о злых виноградарях применительно к себе, чтобы не оставалось никаких лишних вопросов.

«Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Этот краеугольный камень был самой важной частью здания, основной опорой строения. В христианской проповеди часто использовалась эта фраза об Иисусе как камне.

Так, Святой Пётр проповедует перед иудейским синедрионом: Христос «есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11). И далее он говорит: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

Виноградари были отвергнуты; виноградник отдан другим - христианским наставникам. Плоды в этом винограднике не могут произрасти иначе, чем через имя Христа.

Иисус стал краеугольным камнем. Им всё стоит и ему всё подвластно. Ему принадлежит виноградник - Церковь. В этом винограднике Он, используя обычный хлеб и земную виноградную лозу, предлагает плоды своей жертвенной смерти - свои Тело и Кровь, чтобы верные ели и пили их во оставление грехов.

И вот содержать этот виноградник и заботиться о нём и о находящихся в нём - дело, порученное нынешним виноградарям - служителям христианской церкви. Первые виноградари - начальники Израиля - не выполнили свою задачу. Но среди виноградарей христианской церкви всегда были и есть верные Богу служители, и Господь никогда не оставляет Свою церковь без учителей, поскольку Он обещал пребывать в церкви всегда. Будем же уповать на то, что мы как служители не окажемся злыми виноградарями, и всегда будем помнить, что церковь - Божья, а не человеческая, что именно Ему принадлежит всё в церкви, и все плоды - Его рук дело. Будем молиться, что наставление в семинарии позволит вам - студентам Божьего Слова - стать достойными соработниками в винограднике Господнем, чтобы ваш труд возвеличивал Его сына и приносил Ему одному славу. И если нам предстоит переменить роли и стать в винограднике побиваемыми за правду рабами, то будем сносить всё с терпением, помня о примере нашего Господа.

И действительно, «всё Бог возращающий». Он господин виноградника. Он краеугольный камень. Ему слава и хвала во веки веков.

вверх

© 2oo4 » лбс » лютеранская богословская семинария » новосибирск » россия » www.lts.ru